Ту-95 (проект «95», изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями. До настоящего времени единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне. Остается на службе как носитель крылатых ракет, в том числе самых совершенных как Х-101, благодаря более низкому расходу топлива чем у реактивных самолетов, а главное большей скрытностью от спутников SBIRS способных по выхлопу наблюдать крупные стратегические бомбардировщики на реактивных двигателях. National Interest отмечает, что довольно наивно считать Ту-95 устаревшим оружием, т.к. фактически от самолета ничего не требуется кроме как летать на большую дальность, а реальным оружием являются новейшие крылатые стелс-ракеты как X-101, которые при дальности 5500 км позволяют Ту-95 безнаказанно атаковать цели за пределами радиусов действия систем ПВО, а практическое применение Ту-95 в Сирии доказало, что самолет не является абстрактным средством ядерного сдерживания, а может практически использоваться в современных локальных войнах.
Общее количество разработанных вариантов самолёта «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти, а общее количество выпущенных машин — к 500 ед.
На базе модификаций Ту-95 были созданы летающие лаборатории различного назначения, пассажирский межконтинентальный лайнер — Ту-114 и его проектный транспортный вариант. В свою очередь, на базе Ту-114 был создан боевой самолёт ДРЛО — Ту-126. Прямым развитием проекта «95» на более высоком авиационно-техническом уровне, явился вариант самолёта ПЛО, который в серии образовал модификационный ряд самолётов семейства Ту-142 различного боевого назначения.
Тактико-технические характеристики:
Размах крыльев - 50 м
Длина самолета - 46,17 м
Высота самолета - 12,50 м
Площадь крыла - 283.70 м2
Масса пустого самолета - 83100 кг
Максимальная взлетная масса - 172000 кг
Максимальная масса топлива - 88700 кг
Тип двигателя представляет - 4 ТВД НК-12
Тяга двигателя - 4х12000 кгс
Максимальная скорость - 882 км/ч
Крейсерская скорость - 720-750 км/ч
Практическая дальность полета - 12100 км
Практический потолок - 11900 м
Экипаж - 8-9 человек